РУ БЕ EN

Методический кабинет



КАТАЛОГ статей методических журналов РБ 


Адреса эффективного педагогического опыта 


СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Каждый ученик за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится 98 % учебного времени.

Если не использовать огромный воспитательный потенциал урока, который продолжает оставаться «основной формой образовательного процесса», то возлагать надежды на «целенаправленный процесс воспитания» бесполезно. Внеклассная работа воспитательная работа «провисает» без ключевой подготовки к восприятию ее ценностей – на уроке. Вряд ли уместно разделять эти процессы. Они не только связаны по своей природе, но еще и загнаны современной образовательной ситуацией в один угол.

Школьный класс стал, пожалуй, единственным местом, где учеников еще могут не только чему-то научить, но и как - то воспитать.

Главный акцент при построении и проведении современного урока должен делаться на самостоятельную деятельность учащихся.

Структура учебной деятельности представляет собой 7 последовательных этапов, пройденных школьником самостоятельно:

  • ЦЕЛЬ (модель желаемого будущего, прогнозируемый результат)
  • МОТИВЫ (побудители к действию, деятельность)
  • СРЕДСТВА (способы, с помощью которых осуществляется деятельность)
  • ДЕЙСТВИЯ (основные элементы деятельности)
  • РЕЗУЛЬТАТ (материальный и духовный продукт)
  • ОЦЕНКА (критерии достижения целей)
  • РЕФЛЕКСИЯ (способность сознания человека сосредоточиться на самом себе)

Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает учет таких понятий как создание ситуации успеха, психологическая комфортность учителя и учащихся на уроке.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

  • С самого начала учебного процесса демонстрируйте к детям свое полное доверие к ним;
  • Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой так и перед каждым ребенком в отдельности;
  • Исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
  • Развивайте в себе способность чувствовать в себе эмоциональный настрой группы и принимать его;
  • Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

Эти моменты больше подходят для работы в группах, а современный урок как раз и предполагает увеличение работы учащихся в группах различные виды деятельности, дальнейшее развитие субъект-субъектных отношений на уроке.

Независимо от того, в какой парадигме работает учитель: традиционной, развивающей, личностно-ориентированной, он обязательно начинает урок. Начало урока – один из важнейших моментов.

Организационный момент (оргмомент) предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу. Его неправильная организация (недооценивание, затягивание, незнание методики) как правило, приводит к появлению методических недочетов в организации основной части урока.

Цели данного этапа:

  • психологический настрой учащихся;
  • ​обеспечение нормальной обстановки на уроке;

Следующий этап – это исходная мотивация.

Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно-значимым.

Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у школьников за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету. Эти внешние факторы, которые формируют заинтересованность школьников к изучаемому предмету. К приемам, которые наиболее часто используются для мотивации:

  • связи изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;
  • показ недостаточности имеющихся знаний;
  • создание проблемной ситуации;
  • использование художественной и научно-популярной литературы;
  • экскурсы в историю;
  • использование сравнений;
  • привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов;
    использование игровых ситуаций и другое.

Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы, индивидуальные способности, использует свое сочетание методов и приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и учеников. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса в том числе и слабоуспевающих.

Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени.

Интернет-ресурсы: