РУ БЕ EN

Советы психолога

Уважаемые родители, с помощью данной анкеты мы хотели бы выяснить, какие способы и методы воспитания используются в Вашей семье.
Анкета анонимна! Анкета для родителей


Что делать? Бранные слова в речи ребенка!

Что делать, когда ребёнок ругается матом?

От родителей и педагогов часто приходится слышать жалобы на то, что ребенок начал употреблять плохие слова. Через словесные угрозы и оскорбления проявляется вербальная агрессия. Рассмотрим проблему появления бранных слов в лексике ребёнка и способы избавиться от них.

Бранные, или неприличные, слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребёнка. В СМИ регулярно обсуждается проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой, преобладания сленга и блатных выражений в теле- и радиопередачах газетах, журналах и Интернете. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают активно их использовать, часть даже не понимая значения.

Причины появления бранных слов в лексиконе ребёнка

Почему дети так охотно повторяют нехорошие выражения? В первую очередь, их привлекает эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие.

Ругающийся человек выглядит безгранично самоуверенным, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает атмосфера волнения и напряжения. Произнесённые таким тоном слова не могут остаться не замеченными окружающими.

Собственные наблюдения ребёнка и воспитательные беседы, проводимые родными, наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, естественно, ребёнок, стремящийся во всём походить на старших, будет намеренно употреблять запрещённые выражения.

В речи родителей и педагогов часто можно услышать слова с частицей «не»: «не ходи туда», «не делай так», «не надо», «нельзя» и т. д. Отрицательных речевых конструкций гораздо больше, чем побудительных. В одном ряду с этими запретами - вето па определённую речевую стратегию: «не ругайся матом», «не выражайся», «не хами». Реакция на резкое подавление и запрет предсказуема: дети начинают ругаться, «выражаться», рассказывать матерные анекдоты, писать матерные слова на партах и стенах и т. д.

Заметив, что ненормативная лексика шокирует, дети начинают использовать ее, чтобы позлить, подразнить окружающих. В этом случае бранные слова становятся орудием мести.

Мат используется для:

  • повышения эмоциональности речи; эмоциональной разрядки;
  • оскорбления, унижения адресата речи;
  • демонстрации агрессии; демонстрации отсутствия страха;
  • демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;
  • демонстрации принадлежности к «своим». Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего и неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъёма (радости или гнева).

Что такое сквернословие

Сквернословие - речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Матерная брань - это не просто набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не только ряд звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь».

История возникновения сквернословия

В Древней Руси мат являлся заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали с ней в общение, как бы настраиваясь на волну, призывая в свою жизнь. Но все знали, что нельзя бранить детей матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя - в нём поселятся бесы. Если выругаться в лесу — леший может обидеться; на берегу реки или озера - оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть злость? В поле.

Отсюда и выражение «поле брани». Многие думают, что оно означает место битвы, а на самом деле - это поле матерной ругани. Интересна теория происхождения слова «мат». Оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было крикам животных - «ма» и «мя» в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что относилось к сфере интимных отношений.

Использование матерных слов младшими школьниками

Младшие школьники (ученики I-IV классов), как правило, используют матерное арго в малых речевых жанрах (обзывательства, дразнилки, считалочки, поговорки). Истоки этого словесного запаса следует искать в окружении детей, т. е. в семье и компании сверстников. В младшем школьном возрасте сильны мотивы подражания взрослым. И если в семье наблюдается низкая речевая (и поведенческая) культура, то употребление жаргонизмов не заставит себя долго ждать.

Как отмечал американский психолог Э. Эриксон, в каждом возрасте происходят новообразования личности. Например, для школьников 6-11 лет важнейшими положительными качествами являются умелость и успешность в любой сфере деятельности, в том числе речевой. К отрицательным качествам отнесено формирование чувства неполноценности. Источник и того, и другого - семья. Важное место в этом же возрасте занимают сюжетно-ролевые игры.

Если инициация идет в отрицательном ключе (ребёнка не любят дома, сверстники не уделяют достаточного внимания), сценарий игр будет отнюдь не прогрессивный и развивающий, а, как правило, деградирующий и регрессивный (например, игра «Кто последний, тот дурак»). Отсюда первое правило: разобраться в ситуации помогут мотивы употребления жаргонного выражения. Не спешите делать выводы и принимать скороспелое решение. Уделите ребёнку больше внимания и предоставьте условия для творческой реализации.

Сквернословие в подростковой среде подросткового возраста, который приходится на период 12-13 лет и связан с половым созреванием. Он характеризуется стремлением школьника к психосоциальной идентификации и поиском своего места в мире. Обратите внимание: если на предыдущем этапе (младшая школа) использование жаргона является актом самоутверждения и стремления «быть, как взрослые!» (по аналогии с курением), то в средней школе оно отражает гипертрофированный интерес к половой системе человека, функции деторождения и генитальной тематике.

К 12-14 годам учащиеся используют жаргон в основном для выплеска эмоций и в анекдотах. Но мат как довольно ограниченный пласт языка не удовлетворяет все коммуникативные потребности человеческого общения и освоения социокультурного пространства. Поэтому, постепенно расширяя кругозор и повышая эрудицию, ученики средних классов перестают нуждаться в «словесном мусоре»- жаргонизмов. Отсюда правило второе: в доверительной беседе выясните, что означают «нехорошие слова» и представлении ребёнка (пусть он даже нарисует и объяснит их значение). Не будьте ханжами во время беседы с подопечным. Кстати, зачастую ребята сами не знают эквивалента высказанных непристойных слов и их действительной сути. Продемонстрируйте вашу досаду только в отношении ограниченности знаний школьника и укажите на стилистическую ущербность арго. Дайте понять, что вы намного больше осведомлены в данной теме, но в силу этических причин не употребляете жаргонизмы (они неинтересны, ущербны, утомительны в плане постоянного употребления, это слова с «отрицательной энергетикой» и т. д.).

Использование матерных слов учащимися старших классов

В старших классах (Х-ХI) жаргонизмы остаются в речи учащихся и проявляются на пике эмоциональных всплесков.

Грубость позволяет подросткам скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость.

Также матерные слова употребляются в анекдотах и частушках. Дело и том что это довольно ёмкий (хотя и ограниченный), по-своему образный пласт языка, к тому же эмоциональный: 2-3 слова - и всем все ясно. Что характерно: вся лексика арго в речи не используется. Востребованными остаются лишь 7-10 существительных, несколько наречий и 5-7 глаголов с таким же количеством отглагольных форм. Редко можно встретить большую вариативность и художественную изобретательность в измышлении новых словоформ, тем более в речи школьников.

Правило третье: в отношении старшеклассников можно пойти «от противного»: например, дать ребёнку словарь ненормативной лексики или сочинения Баркова. Общеизвестно: когда чего-то слишком много и оно не преследуется, то быстро приедается. Кроме того, в этой ситуации будет создан дефицит культуры (тот же Барков утомит на третьей странице), и человек вполне осознанно потянется к хорошему.

В порядке креативного эксперимента наиболее отъявленным матерщинникам можно дать творческие задания. Например, написать сочинение-миниатюру па тему: «Что было бы, если бы все вокруг разговаривали только матом?» или «Хочу ли я, чтоб мои дети общались со мной на жаргоне?».

И четвертое правило: если учащийся не понимает никаких объяснений, регулярно ругается и делает это непроизвольно и без всякого смущения даже в присутствии посторонних, то, вероятнее всего, потребуется вмешательство снециалистов-нейропсихологов.

Что делать педагогам и родителям

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребёнка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы не слышали. Тогда о «достижениях» своего ребёнка в этой области родители будут узнавать от учителей.

Подросткам надо объяснить, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Одна учительница предложила пятиклассникам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов.

Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но менее грубо.

Во избежание раннего появления ругательств в лексиконе ребёнка взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие воспитанные люди в состоянии аффекта произносят вслух все, что они думают об окружающих или о том, чем занимаются. Ученица грубо разговаривала с одноклассниками, от неё только и было слышно: «Чё встал па дороге?! Идиот! Куда прёшь?!». Назревал конфликт, ребята не хотели с ней общаться, родители и учителя негодовали. Выяснилось, что в школу девочку на машине возит папа, который привык вслух грубо высказываться о несообразительности и медлительности водителей и пешеходов. В минуты раздражения девочка всего лишь повторяла слышанные многократно слова.

Часто ребёнок не понимает, что говорит, как обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить подростку, что он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова ещё одна проблема. Как поступить, если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова? Специалисты рекомендуют не ухолить от ответа.

Мальчик, узнав от товарищей во дворе очередное неприличное слово, с восторгом делился познаниями с одноклассниками. Мама его была в отчаянии, однако папа сказал сыну: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении у меня». И даже купил словарь ненормативной лексики.

Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребёнком. В данном случае надо честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить. И уж совсем не стоит поступать, как Волька из сказки Л. Лапша «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика что это значит, объяснил: «Балда - это что-то вроде мудреца». И был очень смущён, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!». Иногда родители ведут себя так же, придумывая культурные» объяснения для ругательств. Если ребёнок интересуется, почему окружающие употребляют подобные слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Такое объяснение, конечно, подходит в том случае, если ребёнок услышал это слово не от вас. В воспитательных целях лучше всего объяснить ребёнку, что для употребления определённых слов есть свои время и место. Многие учителя рассказывают, как их пытались подловить ученики, нарочно подсовывая записки с неприличными выражениями или написав что-то запрещённое на доске.

«Посвященные» с замиранием сердца ждали реакции педагога, и лучше всего было сказать: «Я думаю, все знают, что есть такие слова, и знают их смысл. Но, надеюсь, вы понимаете, что здесь употреблять их совершенно неуместно». Подростку нужно объяснить, что, хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка, не стоит навязывать её окружающим, тем самым оскорбляя и унижая их.

Родителям же не надо пугаться этих слов и застывать в шоке, услышав их от ребёнка, не стоит отрицать существование брани. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».

Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные матерятся. Но иногда знание бранных слов и умение их употребить необходимы, чтобы сверстники признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек.

Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется затеять драку или что-то сломать. В этом случае ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями. А это всё-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать всё, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.

Поскольку ругательства и сквернословие - это зачастую проявление агрессии, важно помочь ребёнку в освоении методов самоконтроля и адекватного выражения эмоций. А первой реакцией на бранные слова может стать помощь в обозначении чувств подростка: «Я понимаю, ты говоришь так потому, что хочешь обидеть ребят, просто тебя очень сердит то, что происходит. Попробуй не ругаться, а договориться с ними».

Если же ребёнок вас самих «поймал на слове», надо извиниться, сказав, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь старайтесь держать себя в руках.

Автор: В.В. Паскал, педагог-психолог МОУ «Усть-Нерская общеобразовательная школа с коррекционными классами», п. Усть-Нера, Республика Саха (Якутия).

свернуть

Рекомендации родителям по профилактике вовлечения детей в деструктивные сообщества и игры.

1. Доверительное общение и поддержка. Чаще говорить с детьми, не оставлять их наедине с проблемами и страхами, возникающими у них. Обсуждать с детьми их занятия, интересы, чувства, события.

2. Организовывать совместное времяпрепровождение, стараться, чтобы оно было эмоционально насыщено.

3. Создавать семейные традиции.

4. Быть искренним в выражении своих эмоций, делиться своими эмоциями.

5. Наблюдать за эмоциональным состоянием ребёнка, в случае необходимости не стесняться обращаться за помощью к специалистам (психологам, психотерапевтам).

6. Научиться самим и научить ребёнка правильно выражать негативные эмоции.

7. Изучить круг общения ребёнка, поддерживать хорошие отношения с его друзьями.

8. Создать пароль семьи. Представьте такую ситуацию. Ваш ребёнок играет на улице или выходит из школы, а к нему подходит незнакомец и очень убедительным грустным голосом говорит: «Детка, ты только не волнуйся, но твоя мама сейчас в больнице, и она очень просила тебя забрать и отвезти к бабушке». Ребёнок с перепугу соглашается и идёт с незнакомым человеком. А дальше может случиться все, что угодно…

Семья придумывает слово или фразу, которую будут знать только члены семьи и никто больше. Желательно наполнить пароль каким-то особым смыслом, близким лишь детям и вам, чтобы никто посторонний не смог его «взломать», т.е. угадать. К примеру, у нас был пароль «лето в Углах». Фраза для чужого человека совершенно бессмысленная. И на слух ведь невозможно догадаться, что слово «Углы» с большой буквы! Только близкие люди знали, что Углы – это село, где живёт бабушка, где семья проводит каждое лето.

Ребенок должен знать, что если мама действительно послала за ним этого человека, то она должна сообщить ему пароль. А если незнакомец отказывается произнести пароль – говорит, что забыл его по дороге или что мама забыла сказать – то верить ему нельзя.

Можно придумать и усложненный вариант пароля по форме: вопрос — ответ. Допустим, ребенок задает вопрос: «Дядечка, а где можно найти Карлосона?» Разумеется, тот не должен делать большие глаза, а спокойно ответить: «В библиотеке имени Островского».

В целях все той же безопасности дети должны держать рот на замочке и никому пароль не выбалтывать – даже самым распрекрасным друзьям. Это только ваш, семейный секрет!

9. Научить ребёнка говорить «нет».

10. Научить ребёнка противостоять группе, давлению (например, используя принцип «Стоп. Уйди. Расскажи»).

11. Формировать у ребёнка независимость мышления.

12. Выработать правило в семье: не распространять личную информацию в интернете и в обществе.

13. Заняться самовоспитанием. Показывать на личном примере достойное поведение.

14. Ежедневный контроль посещения ребёнком сайтов и времени пребывания в Сети.

15. Постоянное просвещение (на всех уровнях) – беседы по технике безопасного поведения в Интернете.

16. Фильтровать и блокировать нежелательный контент на уровне поставщика Интернета на домашних стационарных компьютерах при помощи функции «Родительский контроль».

17. Устанавливать специально созданные приложения и программы с функцией «Родительский контроль» на детские мобильные устройства.

свернуть

Памятка для родителей "Как заметить признаки стресса и депрессии у ребенка и предотвратить беду"

1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Любые стоящие положительные начинания одобряйте и словом и делом.
4. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
5. Больше любите своих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними. От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти депрессивному человеку жизнь. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении. Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

ПРИЧИНЫ ДЕПРЕССИИ, СУИЦИДАЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ  У ПОДРОСТКА

  • Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
  • Алкоголизм и наркомания среди родителей
  • Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
  • Алкоголизм и наркомания среди подростков
  • Неуверенность в завтрашнем дне, страх
  • Отсутствие морально-этических ценностей
  • Потеря смысла жизни
  • Низкая самооценка, трудности в самоопределении
  • Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
  • Безответная влюбленность

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА:

  • Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
  • Будьте внимательным слушателем
  • Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  • Помогите определить источник психического дискомфорта
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  • Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
  • Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее
  • Внимательно выслушайте подростка!
свернуть

Совет родителям по профилактике детского суицида

Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их ребенка.

Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем зачатую взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна.

Вот проблемы подростков, которые наиболее часто становятся причиной суицидальных мыслей, суицидов. Не стоит улыбаться – поверьте, для ребенка это действительно серьезные проблемы:

  1. Ссора с друзьями или родителями. Причем может быть из-за абсолютного пустяка.
  2. Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
  3. Смерть кого – либо из близких родственников.
  4. Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации; Затяжное депрессивное состояние подростка.
  5. Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
  6. Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
  7. Игровая зависимость и зависимость от интернета.
  8. Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
  9. Комплекс неполноценности.
  10. Иногда суициды совершаются в подражание кумирам или из чувства коллективизма.

Зачастую трагедии можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящем в поведении ребенка.

Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что ваш ребёнок имеет суицидальные мысли:

  1. Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.
  2. Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
  3. Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.
  4. Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.
  5. Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
  6. Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.

В том случае, если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ним до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам.

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  • Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами.
  • Внимательно выслушайте подростка. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?»
  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, а также глубину эмоционального кризиса. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
  • Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны утвердительные указания.
  • Не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря «пойди и сделай это.

Самое главное — покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.

свернуть

Памятка для родителей «Как не допустить суицид у подростка»

Если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь  разобраться  с  состоянием  подростка,  ведь  речь может  идти  о  его  здоровье  и  жизни.  Распознать  риск  суицидального поведения у детей и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, вам поможет памятка.

Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

•  Ребенок  прямо  или  косвенно  говорит  о  желании  умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры  о  нежелании  жить  –  попытка  привлечь  ваше  внимание  к  себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то  значит,  этого  не  сделает.  Однако  это  не  так!  Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
• Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
• Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не  хочет  разговаривать  с  близкими  ему  людьми,  начал  раздаривать  дорогие  ему  вещи,  теряет  интерес  к  тому,  чем  раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
• У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
• Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые необходимо обратить особое внимание

• Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
• Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
• Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
• Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
• Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и  ценности социального успеха (особенно в семье).
•  Нестабильная  семейная  ситуация  (развод  родителей,  конфликты, ситуации насилия).
• Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Что необходимо делать родителям, если они обнаружили опасность?

•  Если  вы  увидели  хотя  бы  один  из  перечисленных  выше признаков,  это  уже  достаточный  повод  для  того,  чтобы  уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже если ваш сын или  дочь  отказывается  от  помощи,  уделяйте  ребенку  больше внимания, чем обычно.
• Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида?

• Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого:
– расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;
– придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы.

Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному;
– помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен  и  даже  опасен.  Чрезмерные  запреты,  ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

•  Говорите  о  перспективах  в  жизни  и  будущем.  У  подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

• Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными  размышлениями.  Задушевная  беседа  на  равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что  правильно,  а  что  неправильно.  Если  избегать  разговоров  на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

• Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – это та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от  простых  и  доступных  вещей  в  жизни:  природы,  общения  с людьми,  познания  мира,  движения.  Лучший  способ  привить любовь  к  жизни  –  ваш  собственный  пример.  Ваше  позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

• Дайте понять ребенку, что опыт поражения так же важен, как  и  опыт  в  достижении  успеха.  Рассказывайте  чаще  о  том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

• Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

• Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как  вседозволенность.  Родителю  важно  распознавать  ситуации, в каких ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в каких он еще нуждается в помощи и руководстве.

• Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по  каким-то  причинам  не  удалось  сохранить  контакт  с  ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите  необходимые  навыки,  которые  помогут  вам  вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

свернуть

Интернет-ресурсы: