РУ БЕ EN

Советы психолога

Рекомендации классным руководителям

Классный руководитель – очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции - лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом - результаты учебной деятельности.
развернуть

Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.

Если классный руководитель – лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей,  не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей? 

  • На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
  • Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
  • Постоянно поддерживайте контакт со школьным  психологом и социальным педагогом.
  • Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф.И.О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
  • Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
  • Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей. 
свернуть

Рекомендации учителям-предметникам

  • Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности в выборе терминологии, подборе методических приемов.
  • Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  • Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  • Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
  • На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
  • Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  • Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
  • Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
  • Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  • Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
  • Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  • Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
  • Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
  • Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
  • Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
  • Не допускайте педагогического манипулирования.
  • В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение.
  • Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
  • Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
  • Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.
свернуть

Психологические правила, которым необходимо следовать, при организации учебной деятельности

  • Никто — ни взрослый, ни ребенок не любит, чтобы ему приказывали.
  • Никто не любит построения по команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
  • Человек не любит выполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  • Любой человек предпочитает сам выбрать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  • Никто не любит работать вхолостую, функционировать подобно роботу, то есть совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  • Необходимо добиваться того, чтобы деятельность стала мотивированной.
  • Любой человек стремится к успеху. Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит успех любого творческого дела.
  • Память, которой школа придаёт такое большое значение, обладает большой ценностью только в том случае, если она подключена к процессу «экспериментального нащупывания».
  • Мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности.
  • Ребенок не любит слушать объяснения с кафедры. Попробуйте организовать учебную деятельность так, чтобы ребенку пришлось действовать самому, чтобы он экспериментировал, исследовал, выбирал и классифицировал.
  • Ребенок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
  • Ребенок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
  • Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает цели. Это самое крайнее средство.
  • Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, то есть ученикам наряду с учителями предоставлено право на управление жизнью и деятельностью школы.
  • В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы, организации творческой деятельности в ней.
свернуть

Рекомендации по формированию классного коллектива

  • Разработать план внеклассных мероприятий: тематических классных часов, семейных клубов, праздничных огоньков, дней именинников.
  • Привлекать к организации внеклассных мероприятий совместно и «звезд», и «пренебрегаемых».
  • Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать засвой участок работы).
  • Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию.
  • Воспитание нравственных ценностей проводить на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик-ученик, ученик-учитель).
  • У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, испытать чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.
  • Внедрять в классную работу элементы самоуправления (создать Совет класса, звенья, редколлегию, культмассовый сектор) и раздать полномочия каждому ученику.
  • Учить ответственности: распределяя обязанности в классе, классный руководитель должен познакомить учащихся с требованиями, которые будет предъявлять к каждому, а также о системе контроля за исполнением поручений и системе поощрения (отметить в стенгазете, грамота, благодарность родителям).
  • Вести контроль и предъявлять требования к выполнению поручений.
  • Требования к выполнению заданий и к каждому ученику должны быть едиными для всех учащихся.
  • Помнить: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
  • Взять под особый контроль посещаемость.
  • Вовлекать в классные мероприятия каждого ученика.
свернуть

Рекомендации при работе с учащимися, с "неадекватной" самооценкой

  • Создавать ситуацию «успеха»: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности мл. подростка, сравнивать только с собственными (ребенка) результатами.
  • Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.
  • Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
  • Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и невилируя отрицательные.
  • Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждать проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.
  • Не сравнивать результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
  • Поддерживать учащихся склонных к соматическим нарушениям (уходу в болезнь).
  • Осуществлять контроль за учащимися с возможными агрессивными проявлениями девиантного поведения. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.
  • Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
  • Пригласить родителей к психологу на консультацию.
  • Попробовать провести классное мероприятие совместно с родителями. Организацию мероприятий передать учащимся, контроль за организацией наметить совместно с классом.
свернуть

Интернет-ресурсы: